Бахметьевский гараж

 Из истории московского автобуса

«Предками» автобуса в Москве XIX века были линейки – конные повозки на 10-14 мест, пустили их в 1847 году. В 1890-е годы московские предприниматели пытались обновить этот вид транспорта, обращались в городскую Думу с предложением пустить по улицам Москвы омнибусы – автомобильный общественный транспорт, который в Европе к тому времени уже появился

 

Автобус «Даймлер» в Марьиной Роще, 1907 год

Автобус «Даймлер» в Марьиной Роще, 1907 год

Автобус «Даймлер» в Останкино, 1907 год.

Автобус «Даймлер» в Останкино, 1907 год.

Первая автобусная линия в Москве была по сути пригородной «маршруткой» — от Марьиной Рощи до Останкино, поскольку городские власти не хотели, чтобы создавалась конкуренция трамваю, принадлежащему городу. Эта ветка была открыта открыта 17 июля 1907 года и на ней в летний сезон курсировали два открытых автобуса, принадлежавших графу А. Д. Шереметеву 8-местный «Даймлер» и 12-местный шарабан NAG. Проезд от Москвы до Останкино стоил 15 копеек.

 

«Лейланд» на Шереметьевской улице в Марьино роще, конец 1920-х годов.

«Лейланд» на Шереметьевской улице в Марьино роще, конец 1920-х годов.

Первые автобусы начали кататься по Москве в 1924-м году — сначала это были переделанные грузовики, потом — английские автобусы «Лейланд». Они были маленькие (на 8 человек), медленные (30 км в час) и незатейливые (не могли ездить задним ходом).

8 августа 1924 года открыта первая в Москве городская автобусная линия, по которой курсировали 8 английских автобусов марки Leyland

Анлийский праворульный «Лейланд» на Площади Свердлова — первый московский автобус.

В 1925 — 1926 гг. большинство автобусов стояло под открытым небом, так как гараж не мог вместить все машины. В Москву продолжали поступать новые машины, преимущественно те же английские «Лейланды».

Первый, очень неудобный, гараж для «Лейландов» построили на Ордынке, и уже собирались строить на Бахметьевской улице второй такой же, как в проект включился Мельников. Его так сильно раздражали новые гаражи, что он побежал в Моссовет с альтернативным вариантом размещения машин, при котором и заезд и выезд со стоянки осуществлялся без использования заднего хода.

Для сравнения устроили конкурс — автобусы заезжали на нарисованные краской на мостовой два типа гаража — мельниковский и обычный. Мельниковский, естественно, оказался лучше. Архитектор придумал целую формулу и рассчитал точный тупой угол — 127 градусов — который позволял удобно размещать не только старенькие «лейланды», но и «икарусы» вплоть до 1999 года.

В 1927 г. Про проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова в стиле конструктивизм был построен специализированный автобусный парк-гаража на 125 машин «Лейланд» на Бахметьевской улице, который был сдан окончательно в эксплуатацию в 1929 году.

Лейланд

Сейчас в этом здании находится «Еврейский музей и центр толерантности»,

в 2008-2012 годах располагался центр современной культуры «Гараж».

 

Двухэтажный автобус-прицеп с тягачом.

Двухэтажный автобус-прицеп с тягачом DS-6, выпущенный в ГДР. Всего изготовлено было 7 экземпляров, для Москвы был закуплен один (в порядке эксперимента) по личной инициативе Хрущёва (есть версия, что машина была подарена) в 1959-м году.

 

Другая модель двухэтажного автобуса из Германии

Другая модель двухэтажного автобуса из Германии – Do-56. Вместе с DS-6 они ходили по 3 маршруту, потом по 111 от университета до площади Свердлова. Маневренность такого большого автобуса на улицах Москвы была низкой, а зимой, в гололёд, машину сильно заносило и был велик риск опрокидывания, так что эксперимент не был особо удачен.

Куда пойти гулять в Москве? Пойти можно на экскурсию!

Узнать расписание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *